Полиграфия на Урале. Начало.
Большой раздел в собрании Музея этикетки посвящен полиграфическому искусству в России и на Урале в последней четверти XIX века – начале ХХ столетия. Печатное искусство ХХ века – века графики является важной составляющей историко-культурного наследия. Тем интереснее выглядят экспонаты Музея этикетки, иллюстрирующие первые опыты отечественной полиграфии в области рекламы и упаковки.
Появление в конце XVIII века литографии, затем ее широкое распространение в Европе и России, дало более дешевое и удобное средство воспроизведения изображений, в том числе и на упаковке, этикетке. С развитием полиграфии появилось понятие «массовый тираж». Первое литографское заведение в России было основано в 1815 году. А в 1855 году и в Екатеринбурге начинает работать первая частная типография. В печатном ассортименте этого предприятия значились бланки и визитки, рекламные листки, афиши и приглашения. После реформ Александра II в Екатеринбурге, как и по всей России, развивается предпринимательство, а значит расцветает рекламная и печатная деятельность. Вновь открывавшиеся полиграфические заведения в Екатеринбурге занимаются тиражированием местной периодической печати и производством «рекламной продукции»: карточек, прейскурантов, этикета, различной упаковки. В 1890 году в Екатеринбурге успешно действует 11 полиграфических предприятий, где задействовано 49 печатных и литографских машин, 105 работников. Этикетки для самых разных товаров печатались в типографиях Родыгина, Грамматчикова, Е. Ахматовой, Е. А. Полковой, А. Н. Судакова и других. Постепенно местные типографии набирали силу, вытесняя с рынка столичные и пермские печатные заведения. К началу ХХ века в Екатеринбурге вполне успешно работало примерно полтора десятка типо- и литографий, оснащенных в основном печатными машинами зарубежного производства.
Начало ХХ века - период бурного развития рынка в России, открытия торговых домов и появления универсальных магазинов, время становления рекламы и графического дизайна. Время, когда разрабатывались способы и приемы, «наиболее способные привлечь внимание публики». Важная роль в завоевании покупателя отводилась упаковке. Упаковка той эпохи восхищала одновременно практичностью и фантастическим разнообразием форм. Картонажные фабрики предлагали бонбоньерки в виде атласных и бархатных шкатулок, выпускали коробки в виде парусников и санок, скрипок и гитар, турецких барабанов, башмаков и фуражек.
Упаковку, рекламные открытки и карточки декорировали разнообразными способами: поверхности бумаги или картона придавали шероховатость, зернили. Любимым приемом было украшение блестками, морозным и снежным порошками, пудрой «Ирис» и бархатным порошком. Современным полиграфистам могут показаться забавными «секреты» печатников той поры. Когда, например, для достижения матового эффекта приходилось запудривать меловую бумагу гороховой мукой.
В собрании Музея этикетки типографии «Астра» представлены этикет и упаковка, журналы, каталоги и прейскуранты уральских и столичных типографий XIX - ХХ вв.. Гордость музейной коллекции - старинные этикетки 1870-х гг., напечатанные в типографиях г. Екатеринбурга.