Выставка «Сигнатура и не только!»
Реклама и упаковка лекарств на рубеже XIX – XX веков.
Во все времена состояние собственного здоровья, возможность излечить болезни и хвори волновало общество и каждого человека. Актуальными остаются эти важные потребности и в XXI столетии, и можно только отметить возросший интерес к медицинским знаниям, мерам по профилактике, гигиене, и конечно, к самим лекарствам, их эффективности, доступности, к аптекам и даже к лекарственной упаковке, ее защите и надежности.
В новом совместном проекте Музея этикетки типографии «Астра» и Музея гигиены Центра общественного здоровья и медицинской профилактики - «Сигнатура и не только!» точкой отчета не случайно выбрана историческая веха – конец XIX века и начало XX столетия. Это время бурного развития в России и во всем мире медицинских наук и фармации, развития аптечного дела и появления множества патентованных лекарств. Исторический опыт этой эпохи будет интересным как специалистам, так и каждому посетителю выставки. На выставке можно будет разгадать, что такое загадочная «сигнатура», узнать любопытные факты из истории аптек уездного города Екатеринбурга и даже рассмотреть редкий аптечный ярлык Верх-Исетской аптеки второй половины XIX века. Интересна будет современному человеку старинная реклама лекарств и способы их продвижения, упаковка и меры по защите лекарств от подделок. Посетители выставки узнают какие чудодейственные средства предлагали для излечения хворей и от каких болезней чаще страдали люди в тот «нервный, нервный век», и так ли современное общество с его проблемами и потребностями отличается от наших предков.
Иногда упоминание о болезнях могло появиться даже на конфетном фантике. Недоступность для беднейших слоев населения лекарств и медицинских услуг в ту эпоху заставляло простой люд обращаться к знахарям, гадалкам. О чем и свидетельствуют тексты карамели серии «Гадательная», дарующим надежду и утешение: «Болезнь твоя скоро прекратится, призови на помощь врача Небесного, он уврачует твои недуги».
Из мер по профилактики и гигиене вполне современными кажутся, зафиксированные в рекламе и на упаковке, советы по уходу за зубами и демонстрация красивой улыбки. Сверкающие белозубой улыбкой барышни и кавалеры украшали собой жестяные коробочки для зубных порошков самых разных производителей. Активно рекламировали и модную новинку, появившуюся в конце XIX века, зубную пасту в тюбике.
Призывы же к гигиене, советы по борьбе с алкоголизмом, ожирением являются актуальными и сегодня.