Международный день танго


Обертка конфетная "Ревери", 3-я Государственная фабрика, бывш. "Ландринъ", Ленинград, 1920 - 1930-е гг.

Рассказывает куратор проекта Алла Геннадьевна Кузнецова: "11 декабря отмечается Международный день танго, день танца, более ста лет назад восхитившего и покорившего Старый и Новый свет, а с 2009 года по решению Всемирной организации ЮНЕСКО танго является частью нематериального культурного наследия.



Фото № 1

В России победоносное шествие танго началось в 1910-е годы. В приложении к газете «Уральская жизнь» немало материалов было посвящено остро модному танго - «танцем этим увлекаются повсюду: во всех странах и во всех слоях общества. Устраиваются «танго-чаи», «танго-вечера», продается уже материя «танго». В желтой блузе, блузе «цвета танго» ходил сам Владимир Маяковский.

Фигуры танго изображались на почтовых карточках, которые издавались огромными тиражами и разбирались заинтересованной публикой как горячие пирожки. 

Выпускали целые серии из 10 и более картин с фигурами танго в исполнении артистов частных театров и даже артистов Императорского театра. На открытках изображались парочки в страстных позах танго с подписью на английском, французском, русском языках – «Танго. Танец дня».



Фото № 2

В честь танго выпускали парфюм, «Танго» называли и другие модные новинки, к примеру, название «Танго» получил один из видов электрических ламп фирмы «Тунсграм».

И конечно кондитерские изделия! На конфетных обертках и упаковке карамели и бисквитов в вихре танго в разных позах кружили пары.

Танго вызывал в русском обществе множество споров. О своем отношении к танго писали Максим Горький и Игорь Северянин, Александр Блок и Тамара Карсавина, Константин Бальмонт называл танго «стриптизом души».

На тему «злобы дня – танго» высказывался даже сам папа римский Пий X, которому пришлось вести споры по поводу танго с римскими аристократами. Папа считал танец некрасивым и предложил для модных салонов танец своей молодости – фурлану. На какое-то время этот «папский» танец действительно вошел в моду, но мировую «тангоманию» это не остановило.

«Профессор танцев» Дюк, научивший парижан танго, в светской хронике рассказывал о благоприятном приеме танго в высшем обществе и упоминал о целом ряде аристократических семей, которых он обучил этому танцу. Сообщалось, что в пользующемся наибольшей известностью парижском танго-салоне г-жи Решке можно было встретить княгиню Орлову.



Фото № 3

Газета «Уральская жизнь» в рамках общей дискуссии о танго цитировала  австрийского писателя Петера Альтенберга, который утверждал, что танго – «последнее слово современности в области танцев, естественное превращение чувственного танца – в эстетический, в котором личность танцующего получает более яркое выражение, чем в других танцах».



Фото № 4

Красота танго находила восторженных поклонников и среди уральской публики, для которой в иллюстрированных изданиях печатались фигуры «танго», танца, «захватившего» всю Европу.

В уральской прессе приводились разнообразные казусы из истории танго. Например, упоминалось об изысканиях американцев «с головой ушедших в танго», и о том, что один серьезный нью-йоркский журнал доводил до сведения «тангирующей публики», что танго, безусловно, азиатского происхождения: «Согласно опубликованному расследованию – «в китайской провинции Тан-го-Хан, примыкающей к границам Бирмании, этот танец исполняют с незапамятных времен под звуки самых примитивных музыкальных инструментов. Еще очень давно странствующие цыгане завезли танго в Испанию, где он, однако, не привился и не получил распространения. Из Испании он попал в Аргентину, где его переработали, видоизменили и, вообще облагородили. Таким образом, ничто не ново под луною, и танец, именующийся последним криком моды, имеет громадную давность».

В 1914 году в Петербурге со сцены кафешантан звучало «Танго смерти» в исполнении артистки, исполнительницы романсов Изы Кремер (1887-1956). Возможно именно исполнение этого дразнящего и дерзкого танго, привезенного из Франции и с русским текстом, написанном самой певицей, способствовало популярности самой Изы Кремер.



Фото № 5

И неслучайно несколько десятилетий выпускались конфеты и карамель «Иза», а современники точно знали, что названы эти сладости в честь Изы Кремер, знаменитой исполнительницы «Танго смерти».

Лишь начало Первой мировой войны, вступление России в войну приостановило интерес русского общества к танго, светскую хронику и разделы, посвященные последним крикам моды сменили репортажи с театра военных действий.



Фото № 6

И в Европе, и в России танго считалось крайне неприличным танцем. Литературовед Роман Тименчик рассказывает: новый танец был окружён ореолом «сексуальной смутительности». Даже поэт Константин Бальмонт, певец сексуального раскрепощения, считал танго «стриптизом души», «музыкой порока».

В исторических источниках упоминается и такой факт: "... министр народного просвещения империи Лев Кассо в 1914 году разослал на имя попечителей учебных округов циркуляр: ввиду непристойного характера «танца под названием «танго»... принять строжайшие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях».

Всё напрасно… Танго переименовали в «креольский танец» и стали обучать ему в частных классах: ведь танец креолов Лев Аристидович не запрещал!" (Конец цитаты).



Фото № 7

Танго стало яркой новинкой, глубоко поразившей публику. Неслучайно заметки, репортажи и даже карикатуры на тему танго часто соседствовали с критическими материалами о футуристах, эпатирующих и шокирующих публику не хуже танго.

Танго оказался близок поэтам. «Танго с коровами» - так называлась вызывающая книга поэта – футуриста Василия Каменского.

Ритмы танго давали возможности для новой выразительности, что так соответствовало духу времени, во всех сферах требующему новизны.



Фото № 8

Второе пришествие танго в Россию случилось в эпоху нэпа. «Танго poetique», «Танго смерти», «Танго-гашиш», «Танго-гипноз», «Мистическое танго»… танго поют и танцуют. Великий комбинатор Остап Бендер в «Золотом теленке» танцевал под «Последнее танго», так популярное в начале 20-х годов, мечтая о знойном небе Аргентины «…где женщины, как на картине, танцуют все танго.»

На закате нэпа многие модные танцы, среди которых танго, а также матчиш, фокстрот или танец апапшей, были причислены к мелкобуржуазному искусству, а значит чуждому устремлениям нового советского времени… На какое-то время танго вновь оказалось под запретом.

Однако уже в начале 30-х годов эти официальные ограничения отменили, танго же вышло за пределы салонов и заняло свое место в музыкальной и танцевальной культуре, расцветая и вновь обретая необычайный интерес публики.  К танго обращались замечательные советские исполнители и композиторы 1930-х гг.  - Леонид Утесов, Александр Вертинский, Изабелла Юрьева, Петр Лещенко, Константин Сокольский, Владимир Козин, чье творчество вывело танго на новый высокий уровень. Частью большого культурного наследия стали «Утомленное солнце» и «Танго «Магнолия». Танго покоряет, живет в искусстве, в брендах…

На советских экранах, а позже и на обертках шоколада, танго танцевали даже Волк и Заяц из «Ну, погоди!».



Фото № 9

Танго пережил многие танцевальные увлечения… в том числе и как бренд.

Танго продолжает покорять время и пространство, живет в искусстве, и конечно в современных брендах. По словам великого аргентинца, композитора Астора Пьяцоллы, «танго – это естественная экспрессия большого города», «в танго есть драма, но нет пессимизма». Возможно, именно эти слова выдающегося композитора раскрывают причины немеркнущей уже столетие и по-настоящему всемирной любви к прекрасной музыке и самому танцу танго».

Знаменитое танго из фильма "Четыре всадника Апокалипсиса" (1921), которое превратило начинающего актера Родольфо Валентино в кинозвезду мирового масштаба.

Фотографии:

1. «Тангомания», илл. из приложения к газете «Уральская жизнь», №3, 1914, Екатеринбург, типогр. газеты «Уральская жизнь».

2. Реклама парф. воды «Tango», ж-лы «Нива», 1913 г.

3. Обертка конф. «Танго», Крымская кондитерская М. Д. Егорова, Москва, лит. Бр. Евдокимовых. 1913-1915 гг. (эти конфеты «Танго» интересны и тем, что заслужили 25 наград, и указаны магазины, где их можно было приобрести. В том числе — в магазинах бр. Елисеевых.

4. Обертка конф. «Матчиш», типогр. лист, Лит. д. А. В. Крылов и К, Москва.

5. Обертка карамели «Иза», неизв конд. ф-ка, нач. XX в.

6. Обертка конф. «Танго», ЛГТ, 5-я конф. мармеладная ф-ка, Лен-д, 1931-1935 гг.

7. Обертка конф. «Матчиш», ЛГТ, лит. «Печать», Лен-д, 1920 — 1930-е гг.

8. Обертка конф. «Апаши», Моссельпром, «Кр. Октябрь», бывш. «Эйнем», типогр. Моссельпрома, Москва, 1920-е гг.

9. Обертка конф. «Танго», 1-я Гос. бискв. шок ф-ка им. К. Самойловой, Лен-д, 1930-е гг. гг.

9. Обертка конф. «Танго», 1-я Гос. бискв. шок ф-ка им. К. Самойловой, Лен-д, 1930-е гг. гг.

(Редакция сайта АМЕ сердечно благодарит Музей этикетки типографии "Астра" и лично А.Г.Кузнецову за предоставленные образцы из музейной коллекции и авторский комментарий).

Источник: http://аме66.рф/activities/item/138