9 сентября - Всемирный день красоты

9 сентября во многих странах ежегодно отмечается Всемирный день красоты.

Официальная история праздника указывает, что этот праздник сравнительно молодой — в 2024 году его проводят 30-й раз. А сам международный комитет по эстетике и косметологии (CIDESCO) был создан вскоре после завершения Второй мировой войны. На очередном конгрессе организации, в 1995 году, участники предложили ввести официальный праздник — Всемирный день красоты, который начал отмечаться с тех пор во многих странах. А с 1999 года этот красивый праздник пришел и в Россию.

Но, разумеется, вопросы красоты волновали человечество на протяжении всей его истории. Ведь как гласит народная мудрость: «красота — товар не лежалый».

Именно поэтому к теме красоты, женской красоты, к воплощению идеалов красоты и к быстро меняющейся моде так часто обращались производители самых разных товаров для их успешного продвижения, специалисты в области дизайна, рекламы и маркетинга. А сами представления человечества о красоте, сменяющие друг друга в череде модных тенденций, смене социальных устоев и под влиянием мировых потрясений — вполне можно проследить и зафиксировать на примере исследования упаковки XIX — XXI веков из собрания Музея этикетки типографии «Астра».

«Красавица», «Русские красавицы», «Идеал», «Идеал грез», «Грация», многочисленные «Нимфы» и «Чародейки», сама богиня красоты «Венера» появлялись на упаковках мыла и конфет, табачных изделий, косметики и парфюма и даже макарон. «Красота» уже в XIX веке стала брендом, а женская красота — двигателем рекламы. «Красивым» в визуальном пространстве рекламы должно быть всё и все: у дам и господ были «красивые волосы» и «красивые усы», «красивый цвет лица» и «красивый бюст». Количество «Красоток» в коммерческой рекламной графике на рубеже XIX — XX веков, кажется, даже не поддается исчислению. Появление прекрасных женских образов на некоторых товарах сегодня воспринимается с удивлением, как определенный казус. Так, под названием «Красотка» выпускали папиросы II сорта. И эта «красота второго сорта» не смущала покупателей, т.к. папиросы под этим брендом продавались несколько десятилетий, завершив свой путь только в эпоху НЭПа.

Уже в XIX столетии оформились определенные рекламные штампы и стереотипы женской красоты. К таким можно отнести многочисленных «Парижанок» на упаковке конфет и косметики, как воплощения модной, красивой женщины. Конкуренцию парижским «красоткам» и «этуалям» составляли «Русские красавицы». К образам национальной красоты обращались художники «русского стиля», много работающие в том числе и в рекламе — Виктор Васнецов, Иван Билибин, Борис Зворыкин.

Эпоха модерна, стиля, воспевающего саму Красоту, в рекламе наградила упаковку каждого третьего товара красивой женской головкой в обрамлении характерных изысканных плавных линий, декоративных виньеток и цветов. К примеру, даже женщины — суфражистки и дамы, украшающие конфеты с названием «Дамский конгресс» вполне соответствовали канонам «цветочной» красоты того времени. Эталонным образцом стиля модерн в рекламе стали работы чешского художника Альфонса Мухи (1860-1939), воспевающие образ прекрасной дамы.

Томному взору и модной белизне кожи женщин эпохи ар-нуво способствовали популярные косметические средства, разнообразные мыла и крема, защищающие от загара и веснушек. Знаменитый крем «Метаморфоза», как утверждала реклама, «блестяще разрешал справедливо считавшуюся очень трудной и почти неразрешимой задачу уничтожения веснушек и загара». Несомненно, что «каждая женщина может сделаться красивой и на долго сохранить свою красоту» — этот рекламный слоган Петербургского Товарищества «Ренессанс», выпускающего косметические средства, помогающие обрести «пленительную красоту, сохраняющую на долгое время обожание мужа и поклонников», остается востребованным и столетие спустя, вновь и вновь актуализируется производителями косметики в XX и в XXI веке. Воспроизводится и сам стиль модерн, как стиль, воспевающий изысканную женскую красоту.

XX век принес миру глобальные социальные потрясения и новое понимание женской красоты. В Советском Союзе женщина обрела равные права с мужчинами и, вместе с правами, получила новые обязанности о которых провозглашалось даже на упаковке мыла: «Женщина! Строй социалистическое хозяйство наравне с мужчиной!» Женская красота перестала быть парадной, декоративной, статичной; востребованы стали образы женщины активной, сильной, женщины работающей. В уже в первые годы советской власти на смену милым «барышням», русским «сударыням», буржуазным «дамам» и богемным «этуалям» в рекламе пришли «гражданки». Советские упаковки и этикетки успешно репрезентовали этот новый тип женщин: «Делегатка», «Комсомолка, «Работница», «Колхозница», «Летчица». Агитационные образы новой жизни, новой советской женщины постепенно вытесняли из рекламного мира нэповских красоток: «Марочек», «Деток» и «Бэби».

На смену эпохе изящных головок, изящных жестов и линий в рекламе в 1920-е годы пришла эпоха сильных женщин и энергия конструктивизма. Казалось, что окончательно сложился образ советской женщины 1920 — 1930-х гг. — красная косынка на голове и никакой косметики на лице. Впрочем, сами женщины, а вместе с ними и парфюмерно-косметическая отрасль сопротивлялись такому ограниченному подходу, не желая довольствоваться только ролью сознательной работающей гражданки. И сами гражданки всех возрастов продолжали предпочитать мылу «Пионер» новинки сезона 1927 года мыло и крем «Femina», серию «Любит — не любит» фабрики ТэЖэ или «Флирт» фабрики Ленжет. Не случайно так долго оставались и остаются востребованными в парфюмерно-косметической отрасли (включая и советский период) женские образы, считающиеся воплощением красоты и привлекательности — «Кармен», «Эсмеральда», «Леда», «Манон», «Джоконда». Определенные стандарты красоты задавали и звезды советского театра и кино, оказывая несомненное влияние на воплощение женских образов в рекламе. Возможно, благодаря сияющей красоте Любови Орловой или Марины Ладыниной в отечественной рекламе появилось так много сверкающих улыбками прекрасных блондинок.

В первой половине XX столетия сложились тенденции, определяющие и современные понятия о женской красоте. К некоторым образам и идеям той сложной поры, художники и дизайнеры обращаются вновь и вновь — в поиске утраченной утонченной красоты или к энергии и динамике «будней великих строек». Но, кажется, что как в знаменитой фразе из кинофильма «Кавказская пленница», наши женщины всегда прекрасно понимали, что они не только «студентки, комсомолки, спортсменки», но, и «просто красавицы!» И должны такими оставаться и пространстве рекламных плакатов и в царстве упаковок, и в жизни. Ведь все мы надеемся, что «красота спасет мир». С Днем красоты!

Типография АСТРА может предложить Вам:

Фото-альбом: krasot