Сегодня Международный день сока!

МОРКОВНЫЙ СОК

Глушит сорная трава

Кустики гороха,

И морковь видна едва -

В общем, дело плохо.

 

Так не вырастет морковь,

Так не будет толку!

Две сестры сегодня вновь

Вышли на прополку.

 

У Маринки две руки,

И у Светы две руки:

Хорошо пошла работа!

Берегитесь, сорняки!

 

Поработали часок -

И, пожалуй, хватит.

Будет пить морковный сок

Через месяц братик.

 


Мы выбрали поэтическим эпиграфом к этому празднику стихотворение Агнии Барто "Морковный сок", знакомое многим поколениям читателей с детства.

И теперь, когда вы вспомнили строки про старательных сестричек, позаботившихся о морковном соке для младшего брата, предоставляем слово Алле Геннадьевне Кузнецовой: "Современные соки – в полной мере напитки XXI века, с его требованиями к технологичности упаковки и её экологичности одновременно, продвинутому дизайну, натуральности продукта и все новым вкусовым миксам.

Неудивительно, что именно в XXI столетии появился праздник – День сока, который в Российской Федерации отмечают с 2012 года. Конечно, это совсем молодой праздник, возможно, имеющий коммерческую подоплеку, но в то же время - это замечательный повод поговорить о наших любимых соках.

История массового производства соков началась не так давно, всего лишь в начале XX века. Еще у Дюма есть упоминания о виноградном соке, для которого лучше использовать сорта «Фарино» или «Бордосский» и хранить, применяя соль и уксус.  

Даже знаменитое Т-во Абрикосовых, имевшее в Крыму собственные фруктовые сады, не торговало соками, а производило фруктовые сиропы (продавались в больших красивых хрустальных графинах) и фруктовые компоты в графинах и «жестянках».

В кулинарные книгах XIX – XX столетий предлагалось бутилировать яблочный сок, сохраняя его в холодном месте, помогало в домашней консервации сока и прованское масло. Рекомендовалось подавать соки (в качестве прохладительных напитков) на вечерах между десертами, с конфетами, шоколадом и прочими принадлежностями десертных столов.



В России народной любовью пользовался березовый сок, доступный для большинства. Сохранились обертки от конфет, карамели «Березовый сок» (Москва, Центросоюз, 1930-е гг.), которые можно рассматривать и как свидетельство этой особой любви к березовому соку, «березовице». Есть упоминание о березовом соке в русских пословицах (упоминание других соков в фольклоре не было найдено).



Другим любимым народным напитком в старину был сок (а также отвары, взвары, морсы) из облепихи, прозванной «сибирским ананасом» благодаря своим вкусовым и питательным качествам.

В нашей стране производство соков стало развиваться в 1930-е годы и связано с именем наркома пищевой промышленности СССР Анастаса Ивановича Микояна. Благодаря его усилиям на смену кустарному производству пришла настоящая индустрия соков, вновь получившая развитие уже после Великой Отечественной войны.

Возможно, благодаря этому заделу, даже в эпоху дефицита на полках советских гастрономов всегда были доступны соки, пусть и в 3-х и 1-литровых банках. И если американский гражданин начинал свое утро со стакана апельсинового сока, советские граждане, с подачи Микояна, получили не менее полезный и вкусный напиток – томатный сок.



Любовь к томатному соку, его массовая популярность – во многом заслуга советской рекламы, убеждавшей, что томатный сок – «это очень питательно и полезно», это «приятный и  освежающий напиток, содержит витамины «А», «В», «С». В народной памяти сохранился рекламный слоган советских времен: «Тот, кто пьет томатный сок, будет строен и высок».

В рекламе томатного сока, советских плакатах и на этикетках соков отразились в полной мере идеологические установки советской рекламы, где «основным требованием идейности рекламы считается раскрытие полезных свойств и преимуществ продаваемых товаров, что выражает заботу социалистического государства о трудящихся-потребителях» (Реклама: Сборник материалов Международной конференции работников рекламы (Прага, 1957), М., 1960).

Художественное решение этикеток для соков в 1950 - 1960-х гг. демонстрировало подобный подход, в котором своеобразный рекламный гиперреализм подчеркивал натуральность идеальных фруктов и овощей, агитируя за их пользу. 



Существует устоявшееся мнение о «неказистых» этикетках для соков в СССР. Стоит отметить, что это не совсем верно. Они были разными в разное время, соответственно менявшемуся экономическому укладу. Можно наблюдать эволюцию в дизайне - от реалистичных, исполненных с позолотой на хорошей бумаге этикеток 1950 - 1960 х гг., интересных графических решений 1960 - 1970-х, и определенный регресс в формальном подходе, плохой печати и бумаге в конце 1980 - 1990-х гг.

Вообще, в массовом сознании существует определенная пище-вкусовая ностальгия по эпохе СССР. В рейтингах таких вкусовых воспоминаний по «тем самым» продуктам всегда присутствуют соки. Тогда казавшиеся не сладкими (то ли дело - условный «Юппи» развести из пакетика), сегодня «советские» соки вполне подходят под все актуальные требования к напиткам.

Современных гастрономов-любителей, возможно, удивил бы ассортимент соков советской эпохи. Тут вам и овощные соки, (не только морковный и свекольный), ткемалевый, виноградный из марочных сортов винограда, натуральный калиновый, крыжовниковый и напиток «Здоровье»  на виноградном соке с добавлением настоев цитрусовых и женьшеня.

Удивят и детские соки, производство которых было также налажено в 1950-е гг. - с прекрасными этикетками и удивительными купажами, такими, как «виноградно-томатный» или «морковно-земляничный» сок.



А уж березовый сок с какими добавками только не выходил: березовый с настоем шиповника, березово-яблочный, березово-брусничный, березовый степной с настоем трав полыни, березовый полевой с настоем травы чабреца, березовый тминный. Чем не современные модные крафтовые напитки? Советский Союз с полным правом можно было бы назвать "страной березового сока", который выпускался в огромном количестве и даже в ассортименте.



Также можно отметить выпуск специально продукции к значимым событиям в истории страны, таким как фестивали, спартакиады и, конечно, Олимпиада-80. Так, именно к Олимпиаде выпустили партии сока из марочных сортов: Ркацители, Мерло, Алиготе, Рислинг, со знаменитым олимпийским Мишкой художника Виктора Чижова на этикетках соков.

Действительно, соки – самые модные, популярные напитки в нашем столетии и уж точно - одни из самых обсуждаемых! Здесь и ностальгические воспоминания по вкусу ушедшей эпохи, и гастрономический фольклор, связанный с советской рекламой сока.

Бесконечными кажутся дискуссии, про то, полезны соки или нет, насколько натуральны, можно ли пить соки при диетах и прочее. Маркетологи ведут настоящие битвы за место «своего» сока на полке магазина, в нашем рационе и за нашу «любовь» к тому или иному бренду. А мы продолжаем любить самые разные соки, и даже собирать их упаковку, которая с каждым годом становится все интереснее".

 

Этикетки соков XX века из коллекции Музея этикетки типографии «Астра». 

(Редакция сайта АМЕ сердечно благодарит Музей этикетки типографии "Астра" и лично А.Г.Кузнецову за предоставленные образцы из музейной коллекции и авторский комментарий).

Источник: http://аме66.рф/activities/item/74