День воздушного флота России
В честь Дня воздушного флота России (в 2020 году отмечается 16 августа) на сайте Ассоциации опубликовано продолжение увлекательного проекта "Сегодня п/р/а/з/д/н/и/к!".
Куратор проекта Алла Кузнецова - искусствовед, коллекционер, руководитель известного всей стране Музея этикетки - представляет раритеты тематических оберток, выпускавшихся в СССР в течение ХХ века, посвященных авиации.
"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор!
Нам разум дал стальные руки-крылья,
а вместо сердца - пламенный мотор!"
Сколько поколений соотечественников с неподдельным энтузиазмом распевали эту популярную песню и стремились стать летчиками, кумирами своей страны... Время поменялось, вместе с ним усовершенствовалась техника, но вот небо... Оно по-прежнему ждет смелых!..
История авиации Российской империи от воздушных шаров и дирижаблей до появления воздушного флота запечатлена в рекламной графике. Самые дорогие сорта шоколада назывались «Воздухоплавание», «Воздушный флот», «Летающая птица».
В 1900-е годы появляются конфеты «Русские летчики», «Авиаторы» и забавно звучащее сегодня название «Авиаторша», под брендом «Самолет» выходят разнообразные табачные изделия.
Сами летающие аппараты украшают собой поздравительные почтовые открытки – рождественские, к именинам и даже пасхальные. Но существует и некое недоверие к летающим аппаратам. На почтовых карточках начала XX столетия можно обнаружить народное удивление: «Как бы сам не видал человек как летал, не поверил кто б сказал», «Ни с небом, ни с ветром не дружись, а земли матушки держись».
Однако, мечта человека о небе явственно читалась даже в рекламе, популярные сюжеты о будущем человечества неизменно были связаны с покорением небесной стихии, в этом будущем, отображенном на шоколадных обертках и открытках – российские города Москва и Кисловодск, Санкт-Петербург и Рязань оказывались полны небесными такси, а у людей были механические крылья.
Реклама
первых десятилетий советской власти, казалось, заполнена самолетами»!
«Военлет», «Осовиахим», «Красный флот» и, конечно, «Добролёт» –
организация, призванная ускорить развитие советской авиации, над
рекламой которой трудился сам Александр Родченко: «Тот не гражданин
СССР, кто «Добролёта» не акционер».
В 1933 году у отечественной авиации появился праздничный день. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28 апреля 1933 года № 859 «О праздновании Дня Воздушного Флота Союза ССР» предписывалось проводить 18 августа.
1930-е годы стали временем выдающихся достижений авиаконструкторов, героических перелетов и подвигов советских летчиков. Этот период в истории отечественной авиации почти документально отражен в советской упаковке той поры.
Спасение челюскинцев, за которым следила вся страна в 1934 году, и покорение Арктики, беспосадочные перелеты, совершенные как мужскими, так и женским экипажами, легендарный перелет Валерия Чкалова, Александра Белякова, Георгия Байдукова через Северный полюс.
Восторг и восхищение мужеством летчиков вдохновили на создание конфет «Героям Арктики», аромата «В полет» фабрики «Новая Заря». Конфеты «Ант-25» рассказывали советским людям о «крылатой гордости» страны – о самолете для дальних перелетов.
В 1934 году было учреждено звание Героя Советского Союза, и конечно, первыми Героями стали летчики Ляпедевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев, Доронин, удостоенные этой награды за подвиг спасения челюскинцев.
В
честь героев выпустили конфеты с портретами летчиков. «Победа» – это
чудесное слово стало главным для советской авиации, а также и ее
брендом. «Победа!» – так назвали конфеты в честь беспосадочного перелета
Москва – Дальний Восток с мировым рекордом по дальности экипажа
Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко, Марины Расковой в 1938 году на
самолете «Родина».
Молодежь
той эпохи грезила авиацией. Мальчишки и девчонки на советских плакатах,
шоколадных «обложках» и упаковках изображались с моделями самолетов,
планеров. Казалось, что все мальчишки мечтали стать летчиками. По всей
стране, даже в небольших городках создавались аэроклубы. «Каждый,
колхоз, каждый завод лётчика даст в наш воздушный флот!» Многие из
летчиц, будущих героинь Великой Отечественной заканчивали такие
аэроклубы. Мы никогда не забудем выдающиеся подвиги и свершения
отечественной авиации в годы Великой Отечественной войны.
О
мирном советском небе, о достижениях и задачах отечественной авиации в
советские годы «отчитывались» спичечные этикетки. Советская реклама
должна была выполнять культурно-просветительские и воспитательные
функции.
Выпускавшиеся огромными тиражами спичечные этикетки убеждали пользоваться услугами авиапочты, летать в командировки самолетами «Аэрофлота», рассказывали о новых моделях самолетов, о будничной работе авиации: «авиаподкормках» сельского хозяйства и надзором за пожарной безопасностью.
«Аэрофлот»
был одним из главных брендов и достижений СССР, самолеты «Аэрофлота»
остались запечатленными на многих обертках советского шоколада, выходили
целые серии, посвященные советскому военному и гражданскому авиапарку. А
конфеты «Пилот» были одними из самых массовых в Советском Союзе.
В XXI столетии человечество массово не обзавелось механическими крыльями, но мы уже не мыслим свое существование без воздушного транспорта, позволяющего сохранить одну из главных ценностей – время.
За обсуждением комфорта залов ожидания, перелетов, питания на борту, сожалением, что больше не раздают карамельки «Взлетные» – мы никогда не забываем, от чьих умений и навыков зависят наши жизни. В честь трудовых подвигов летчиков, таких, как посадка самолета в кукурузное поле под Жуковским 15 августа 2019 года, не называют конфеты и духи (а жаль!).
Сегодня существуют иные актуальные возможности для фиксации восхищения и благодарности. И День воздушного флота – прекрасная возможность выразить свое восхищение, благодарность и уважение всем, кто имеет отношение к авиации".
Этикетки и упаковка XX века из коллекции Музея этикетки типографии «Астра».
(Редакция сайта АМЕ сердечно благодарит Музей этикетки типографии "Астра" и лично А.Г.Кузнецову за предоставленные образцы из музейной коллекции и авторский комментарий).