День воздушного флота России

В честь Дня воздушного флота России (в 2020 году отмечается 16 августа) на сайте Ассоциации опубликовано продолжение увлекательного проекта "Сегодня п/р/а/з/д/н/и/к!".

Куратор проекта Алла Кузнецова - искусствовед, коллекционер, руководитель известного всей стране Музея этикетки - представляет раритеты тематических оберток, выпускавшихся в СССР в течение ХХ века, посвященных авиации. 

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор!

Нам разум дал стальные руки-крылья,

а вместо сердца - пламенный мотор!"

Сколько поколений соотечественников с неподдельным энтузиазмом распевали эту популярную песню и стремились стать летчиками, кумирами своей страны... Время поменялось, вместе с ним усовершенствовалась техника, но вот небо... Оно по-прежнему ждет смелых!.. 

История авиации Российской империи от воздушных шаров и дирижаблей до появления воздушного флота запечатлена в рекламной графике. Самые дорогие сорта шоколада назывались «Воздухоплавание», «Воздушный флот», «Летающая птица».

В 1900-е годы появляются конфеты «Русские летчики», «Авиаторы» и забавно звучащее сегодня название «Авиаторша», под брендом «Самолет» выходят разнообразные табачные изделия.

Сами летающие аппараты украшают собой поздравительные почтовые открытки – рождественские, к именинам и даже пасхальные. Но существует и некое недоверие к летающим аппаратам.  На почтовых карточках начала XX столетия можно обнаружить народное удивление: «Как бы сам не видал человек как летал, не поверил кто б сказал», «Ни с небом, ни с ветром не дружись, а земли матушки держись».

Однако, мечта человека о небе явственно читалась даже в рекламе, популярные сюжеты о будущем человечества неизменно были связаны с покорением небесной стихии, в этом будущем, отображенном на шоколадных обертках и открытках – российские города Москва и Кисловодск, Санкт-Петербург  и Рязань оказывались полны небесными такси, а у людей были механические крылья.


Реклама первых десятилетий советской власти, казалось, заполнена самолетами»! «Военлет», «Осовиахим», «Красный флот» и, конечно, «Добролёт» – организация, призванная ускорить развитие советской авиации, над рекламой которой трудился сам Александр Родченко: «Тот не гражданин СССР, кто «Добролёта» не акционер».

В 1933 году у отечественной авиации появился праздничный день. Постановлением Совета народных комиссаров СССР от 28 апреля 1933 года № 859 «О праздновании Дня Воздушного Флота Союза ССР» предписывалось проводить 18 августа.

1930-е годы стали временем выдающихся достижений авиаконструкторов, героических перелетов и подвигов советских летчиков. Этот период в истории отечественной авиации почти документально отражен в советской упаковке той поры.

Спасение челюскинцев, за которым следила вся страна в 1934 году, и покорение Арктики, беспосадочные перелеты, совершенные как мужскими, так и женским экипажами, легендарный перелет Валерия Чкалова, Александра Белякова, Георгия Байдукова через Северный полюс.

Восторг и восхищение мужеством летчиков вдохновили на создание конфет «Героям Арктики», аромата «В полет» фабрики «Новая Заря». Конфеты «Ант-25» рассказывали советским людям о «крылатой гордости» страны – о самолете для дальних перелетов.

В 1934 году было учреждено звание Героя Советского Союза, и конечно, первыми Героями стали летчики Ляпедевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев, Доронин, удостоенные этой награды за подвиг спасения челюскинцев.


В честь героев выпустили конфеты с портретами летчиков.  «Победа» – это чудесное слово стало главным для советской авиации, а также и ее брендом. «Победа!» – так назвали конфеты в честь беспосадочного перелета Москва – Дальний Восток с мировым рекордом по дальности экипажа Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко, Марины Расковой в 1938 году на самолете «Родина».


Молодежь той эпохи грезила авиацией. Мальчишки и девчонки на советских плакатах, шоколадных «обложках» и упаковках изображались с моделями самолетов, планеров. Казалось, что все мальчишки мечтали стать летчиками. По всей стране, даже в небольших городках создавались аэроклубы. «Каждый, колхоз, каждый завод лётчика даст в наш воздушный флот!» Многие из летчиц, будущих героинь Великой Отечественной заканчивали такие аэроклубы. Мы никогда не забудем выдающиеся подвиги и свершения отечественной авиации в годы Великой Отечественной войны.


О мирном советском небе, о достижениях и задачах отечественной авиации в советские годы «отчитывались» спичечные этикетки. Советская реклама должна была выполнять культурно-просветительские и воспитательные функции.

Выпускавшиеся огромными тиражами спичечные этикетки убеждали пользоваться услугами авиапочты, летать в командировки самолетами «Аэрофлота», рассказывали о новых моделях самолетов, о будничной работе авиации: «авиаподкормках» сельского хозяйства и надзором за пожарной безопасностью.


«Аэрофлот» был одним из главных брендов и достижений СССР, самолеты «Аэрофлота» остались запечатленными на многих обертках советского шоколада, выходили целые серии, посвященные советскому военному и гражданскому авиапарку. А конфеты «Пилот» были одними из самых массовых в Советском Союзе.

В XXI столетии человечество массово не обзавелось механическими крыльями, но мы уже не мыслим свое существование без воздушного транспорта, позволяющего сохранить одну из главных ценностей – время.

За обсуждением комфорта залов ожидания, перелетов, питания на борту, сожалением, что больше не раздают карамельки «Взлетные» – мы никогда не забываем, от чьих умений и навыков зависят наши жизни. В честь трудовых подвигов летчиков, таких, как посадка самолета в кукурузное поле под Жуковским 15 августа 2019 года, не называют конфеты и духи (а жаль!).

Сегодня существуют иные актуальные возможности для фиксации восхищения и благодарности. И День воздушного флота – прекрасная возможность выразить свое восхищение, благодарность и уважение всем, кто имеет отношение к авиации".

 

Этикетки и упаковка XX века из коллекции Музея этикетки типографии «Астра». 

(Редакция сайта АМЕ сердечно благодарит Музей этикетки типографии "Астра" и лично А.Г.Кузнецову за предоставленные образцы из музейной коллекции и авторский комментарий).