День рождения русской водки


   

31 января в России отмечается День рождения русской водки.  Эту дату выбрали как историческую – именно 31 января 1865 года выдающийся русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «Соединение спирта с водою». В 1894 году российское правительство запатентовало «менделеевскую» рецептуру водки «Московская особенная» как русскую национальную водку.

Конечно, спиртные напитки на Руси были известны с давних времен, а винокурение получило широкое распространение в середине XVI века. В прейскурантах питейных заведений Российской Империи XIX века можно было обнаружить не менее десяти наименований водки: анисовая, имбирная, тминная, американская и ямайская, и даже желудочная. В коллекции Музея этикетки типографии «Астра» хранятся редкие экспонаты – этикетки для крепких напитков: водки, настоек, наливок, – произведенных в Екатеринбурге уральскими винокурами во второй половине девятнадцатого столетия – начале двадцатого века. Ассортимент горячительных напитков был широким, среди уральских наливок лидировала «Рябиновая», а среди названий водок чаще встречается «Кубовая», по способу производства. Встречались непривычные названия: «Розовая», или «Беникарло», производили и «Кюммель» – крепкий алкогольный напиток на основе тмина и специй.

Интересен этот период еще и тем, что связан он не только с рождением оптимальной рецептуры водки, но и с появлением своего «лица» у горячительной продукции, современной этикетки и упаковки. Водка, как и другие продукты и товары, обрела этикетку и упаковку во второй половине XIX века, когда благодаря техническому прогрессу появилась возможность производить упаковку относительно недорогими способами и массовыми тиражами. 

 

Водочные этикетки второй половины XIX века иногда напоминали лубочные листки со схожими сюжетами: охотники на привале и медведь, дамы и кавалеры, барышни на велосипедах. Первые этикетки для крепких напитков часто были одноцветными, напоминали книжные заставки или геральдические композиции. Особенно любили «гербовой стиль» в упаковке питейные короли. Это было важно, когда водка носила «именное» название – водка Смирнова, Александрова, Шустова («смирновка», «поповка»), ведь за качество продукции отвечало само имя, а графические элементы (гербы, короны, виньетки и медали) придавали продукции нужную солидность и авантажность, презентовали заявленное качество покупателю. Можно вспомнить и об Альфонсе Фомиче Поклевском-Козелл, уральском предпринимателе, владельце восьми винокуренных заводов, на этикетках для напитков которого иногда появлялась монограмма «ПК», что народом, впрочем, сразу стало расшифровываться как «питейный король».

 

Удешевление цветной печати дало возможность реализовать на упаковке самые разные рекламные стратегии и приемы для привлечения покупателей. Нашли свое отражение в оформлении алкогольной продукции важные исторические события, такие как строительство железных дорог в России или коронация Александра III и Марии Фёдоровны, а позднее и Николая II, в начале XX века – столетие победы в войне 1812 года. Со временем содержательное наполнение «этикетов» стало усложняться, появились изображения фабрик, медали выставок, российских и международных, упоминания о почетных призах и дипломах, уделяли внимание и защите от подделок. Стоит отметить, что «этикеты» уральской продукции отпечатаны были в Екатеринбурге, в местных типографиях, возможности которых позволяли не только создавать упаковку для производителей своего уезда и Пермской губернии, но и брать заказы в других губерниях.

Часто названия для крепких напитков и водки выбирали исходя из рекламных побуждений – «Русское добро», «Богатырская», «Сладкая», – размещая на этикетках пожелания «Будьте здоровы!». Однако, в собрании Музея этикетки есть и другие примеры отношения русского общества к водке и злоупотреблению крепкими напитками. На почтовых открытках размещали свою агитацию Общества трезвости, а на конфетных обертках можно обнаружить частушки, высмеивающие «тьму и пьянство» и призывающие воцариться «свет и трезвость».


Кузнецова А.Г.

Руководитель Музея этикетки типографии «Астра»