День рождения русской водки
![](/MyWeb-Image/table/files/field/file/content-field/content/equality-field/id/equality/104/1/%D0%9A%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%9F%D0%9A%20%D0%9C%D0%AD.gif)
![](/MyWeb-Image/table/files/field/file/content-field/content/equality-field/id/equality/105/1/%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0%20%D0%9F%D0%9A%20%D0%9C%D0%AD.gif)
31 января в России отмечается День рождения русской
водки. Эту дату выбрали как историческую
– именно 31 января 1865 года выдающийся русский учёный Дмитрий Иванович
Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «Соединение спирта с водою». В
1894 году российское правительство запатентовало «менделеевскую» рецептуру
водки «Московская особенная» как русскую национальную водку.
Конечно, спиртные напитки на Руси были известны с давних времен, а винокурение получило широкое распространение в середине XVI века. В прейскурантах питейных заведений Российской Империи XIX века можно было обнаружить не менее десяти наименований водки: анисовая, имбирная, тминная, американская и ямайская, и даже желудочная. В коллекции Музея этикетки типографии «Астра» хранятся редкие экспонаты – этикетки для крепких напитков: водки, настоек, наливок, – произведенных в Екатеринбурге уральскими винокурами во второй половине девятнадцатого столетия – начале двадцатого века. Ассортимент горячительных напитков был широким, среди уральских наливок лидировала «Рябиновая», а среди названий водок чаще встречается «Кубовая», по способу производства. Встречались непривычные названия: «Розовая», или «Беникарло», производили и «Кюммель» – крепкий алкогольный напиток на основе тмина и специй.
Интересен
этот период еще и тем, что связан он не только с рождением оптимальной
рецептуры водки, но и с появлением своего «лица» у горячительной продукции,
современной этикетки и упаковки. Водка, как и другие продукты и товары, обрела
этикетку и упаковку во второй половине XIX века, когда благодаря техническому прогрессу
появилась возможность производить упаковку относительно недорогими способами и
массовыми тиражами.
![](/MyWeb-Image/table/files/field/file/content-field/content/equality-field/id/equality/107/1/%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B0%20%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8C%20%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%88%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%20%D0%9C%D0%AD.gif)
![](/MyWeb-Image/table/files/field/file/content-field/content/equality-field/id/equality/110/1/stol.jpg)
Водочные этикетки второй половины XIX века иногда напоминали лубочные листки со схожими сюжетами: охотники на привале и медведь, дамы и кавалеры, барышни на велосипедах. Первые этикетки для крепких напитков часто были одноцветными, напоминали книжные заставки или геральдические композиции. Особенно любили «гербовой стиль» в упаковке питейные короли. Это было важно, когда водка носила «именное» название – водка Смирнова, Александрова, Шустова («смирновка», «поповка»), ведь за качество продукции отвечало само имя, а графические элементы (гербы, короны, виньетки и медали) придавали продукции нужную солидность и авантажность, презентовали заявленное качество покупателю. Можно вспомнить и об Альфонсе Фомиче Поклевском-Козелл, уральском предпринимателе, владельце восьми винокуренных заводов, на этикетках для напитков которого иногда появлялась монограмма «ПК», что народом, впрочем, сразу стало расшифровываться как «питейный король».
![](/MyWeb-Image/table/files/field/file/content-field/content/equality-field/id/equality/111/1/kuraso.jpg)
![](/MyWeb-Image/table/files/field/file/content-field/content/equality-field/id/equality/112/1/%D0%90%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%90%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2%20%D0%95%D0%BA%D0%B1%20%D0%9C%D0%AD.gif)
Удешевление цветной печати дало возможность реализовать на упаковке самые разные рекламные стратегии и приемы для привлечения покупателей. Нашли свое отражение в оформлении алкогольной продукции важные исторические события, такие как строительство железных дорог в России или коронация Александра III и Марии Фёдоровны, а позднее и Николая II, в начале XX века – столетие победы в войне 1812 года. Со временем содержательное наполнение «этикетов» стало усложняться, появились изображения фабрик, медали выставок, российских и международных, упоминания о почетных призах и дипломах, уделяли внимание и защите от подделок. Стоит отметить, что «этикеты» уральской продукции отпечатаны были в Екатеринбурге, в местных типографиях, возможности которых позволяли не только создавать упаковку для производителей своего уезда и Пермской губернии, но и брать заказы в других губерниях.
Часто названия для крепких напитков и водки выбирали исходя из рекламных побуждений – «Русское добро», «Богатырская», «Сладкая», – размещая на этикетках пожелания «Будьте здоровы!». Однако, в собрании Музея этикетки есть и другие примеры отношения русского общества к водке и злоупотреблению крепкими напитками. На почтовых открытках размещали свою агитацию Общества трезвости, а на конфетных обертках можно обнаружить частушки, высмеивающие «тьму и пьянство» и призывающие воцариться «свет и трезвость».
Кузнецова А.Г.
Руководитель Музея этикетки типографии «Астра»
События
![](/MyWeb-Image/table/news/field/image/content-field/image_content/equality-field/id/equality/76/width/360/height/200/1/NR8a3faefac4e5f226b7b495f052101a3e.jpg)
![](/MyWeb-Image/table/news/field/image/content-field/image_content/equality-field/id/equality/75/width/360/height/200/1/photo_2024-06-25_10-41-57.jpg)
![](/MyWeb-Image/table/news/field/image/content-field/image_content/equality-field/id/equality/74/width/360/height/200/1/anons-puashk.jpg)