8 марта - Международный женский день


Каждый год в первые дни марта мы не устаем поздравлять прекрасную половину человества с весенним "Женским праздником". Как и все, что связано с женщиной, история праздника причудлива и разнохарактерна. 

Рассказывает Алла Геннадьевна Кузнецова, куратор проекта: "Весенний день 8 марта - праздник официальный, с большой международной повесткой, темой года утверждаемой в ООН. Это день, когда отмечаются успехи, достижения женщин в самых разных сферах деятельности.

Коллекции Музея этикетки могут отлично представить, как менялось положение и роль женщин в обществе на протяжении XX века. Этикетка, упаковка в повседневной жизни связаны с функцией хранения и транспортировки, продвижением товара и его рекламой.

А как давно известно, "реклама – двигатель торговли", ну, а саму рекламу продвигали и продвигают Прекрасные Дамы.  Главными героинями упаковки в XX столетии являлись женщины – прекрасные дамы эпохи модерна, экзотические красавицы и артистки, литературные героини, а позднее - крестьянки и работницы, делегатки различных съездов, спортсменки, комсомолки и просто красавицы эпохи СССР, и такие разные наши современницы. На протяжении всего двадцатого столетия женщины присутствовали в рекламе, представляя галерею выразительных образов и смену социальных настроек.

Настоящий культ красоты царил в отечественной рекламе начала XX века, он может быть обнаружен даже в названиях брендов: "Красавица", "Русские красавицы", "Зазнобушка", "Обожаю", "Идеал". Красота была важнейшим фактором для нахождения женщины в пространстве рекламы.

Но и в это условное прекрасное пространство прорывалась жизнь, изменяя образ женщины - от томных салонных красавиц, румяных русских боярышень и крестьянок к женщине эмансипированной, занимающей всё большую роль в общественной жизни, женщине, сидящей за рулем автомобиля. И, несомненно, именно нашумевшие женские конгрессы послужили основанием для конфет "Дамский конгресс". Темы материнства, благотворительности начала ХХ века, темы милосердия и патриотизма времен Первой мировой войны в упаковке также демонстрировали все усложняющееся значение и роль женщины.



Великий социальный переворот и все течение жизни после 1917 года безусловно изменили положение женщин. Агитационное искусство молодого советского государства ярко и громко заявляло о своих достижениях на всех возможных площадках, и конечно, на упаковке, как предмете массовом и максимально приближенному к каждому человеку.

Здесь зазвучали страстные мобилизующие призывы: "Женщина – строй социалистическое хозяйство наравне с мужчиной!", "Женщина – на паровоз!", "Женщины-домохозяйки сдавайте металлический лом!", "Работать, строить и не ныть!". Женщина в агитационном искусстве, как и в пространстве советской рекламы, это спортсменка и делегатка, комсомолка и советская летчица, и олицетворение самой Родины в военные годы.

Советские женщины, появляющиеся на плакатах и упаковках, это Женщины, которые делали "все для Победы" во время Великой Отечественной войны, женщины в борьбе за социалистическое хозяйство, равноправие, грамотность. На спичечных этикетках и обертках шоколада советские женщины заботились о своей стране и о мире во всем мире.

Спички, пудра и парфюм, кондитерские изделия - не просто товары, они повествовали о Всемирных конгрессах женщин второй половины XX века, достижениях социалистических строек, рассказывали о первом полете женщины в космос, призывали осваивать целину и ехать на строительство БАМа.



С 1966 года в СССР день 8 марта стал по настоящему праздничным для всех женщин страны, так как стал выходным днем.
Именно в это время стали массово выпускать шоколад, конфеты и парфюмерию к 8 Марта, товары стали сопровождать поздравительными вкладышами.

Словно по-весеннему расцветают, по-настоящему становятся массовыми, с огромными тиражами, почтовые открытки, посвященные Международному женскому дню. Традиционным явлением в советском обществе становится подписывать и отправлять открытки дорогим и любимым мамам, бабушкам, тетушкам и сестричкам, одноклассницам и коллегам.

Графическое искусство и дизайн упаковки, сегодня представленные в музейных собраниях, а также показанные на выставках, подвигают к осмыслению большого пути, пройденного в нашей стране за почти столетие к современному положению и роли женщины в обществе.

Праздничный постскриптум! Немного несерьезно о серьезном. Суровой уральской весной не хочется вспоминать о горячей революционной истории одного из самых массово отмечаемых в нашей стране праздников.

8 Марта хочется наслаждаться видом абхазской мимозы на заснеженных улицах, радоваться крепости и разноцветью уральских тепличных тюльпанов, пересылать друг другу виртуальные плоды неиссякаемого народного творчества на тему "женского" праздника 8 Марта, радоваться и удивляться. А еще, может быть, стоит вспомнить частушку со старинной обертки карамели "Самарская" 1910-х годов:

"Деревенски девки модны – Батюшки!

По три дня сидят голодны! Матушки!"

Забавная иллюстрация пришедшей в деревню начала XX века моды на стройный стан сегодня служит напоминанием о вечном, неистребимом стремлении женщин оставаться прекрасными.

Возможно, именно это внутреннее стремление к красоте, какой бы она не считалась в актуальное время, вместе со стремленим к красоте окружающего мира является "топливом" к нашему внутреннему "мотору" и наполняет нас, женщин энергией. Ну, а красота, как считается, непременно спасет мир! С праздником 8 Марта! Прекрасной весны, творческих успехов и процветания!"

 

Редакция сайта АМЕ присоединяется к поздравлениям А.Г.Кузнецовой в ваш адрес, наши очаровательные читательницы, а также благодарит Аллу Геннадьевну за превосходный рассказ о 8 МАРТА и от души поздравляет своего любимого автора с первым весенним праздником! Счастья, радости, улыбок и теплого солнца всем, всем, всем!  

 

Среди иллюстраций, любезно предоставленных Музеем этикетки типографии "АСТРА", вы можете увидеть: 

"8 Марта". Почт. открытка, худ. Е.Н.Гундобин, Мин-во связи СССР, 1958.

"С праздником 8 Марта!" Почт. открытка, худ. Р.А.Достян, Мин-во связи СССР, 1964.

"Поздравляем с днем 8 Марта!" Почт. открытка, фото. А.А.Афонина, изд-е Свердловского спорткомбината "Динамо", 1958.

"8 Марта". Почт. открытка, худ. В.Четвериков, "Изобразительное искусство, М., 1983.

"8 Марта". Почт. открытка, худ. И.Сампу-Раудсепп, Изд-во "Ээсти раемат", Таллин, 1969.

"С Днем 8 Марта!" Почт. открытка, худ. В.Зарубин, "Изобразительное искусство", М., 1984.

"С праздником 8 Марта!" Почт. открытка, худ. В.Зарубин, "Изобразительное искусство", Москва, 1977.

"8 Марта. Поздравляем наших мам!" Почт. открытка, худ. Ю.В.Ряховский, Мин-во связи СССР, 1961.

"С праздником 8 Марта!" Почт. открытка, худ. Г.Комлев, Мин-во связи СССР, 1984.

"Весна". Обертка карамели, неизв. ф-ка, 1900-е гг.

"Девчата". Спич. этикетка, серия "Кино СССР", 1960-е гг.

"Де Пари". Обертка карамели, неизв. ф-ка, 1900-е гг.

"Комсомолка". Обертка карамели, ф-ка "Державный кондитер", 1930-е гг.

"Красавица". Обертка карамели, неизв. ф-ка, 1900-е гг.

"Цветочное". Обертка мыла, ф-ка ТэЖэ, М-ва, 1930-е гг.

"Народная". Обертка карамели,  ф-ка "Моссельпром", М-ва, 1930-е гг.

"Прядильщица". Обертка карамели, Райкооп., ф-ка "Херсон", 1930-е гг.

"Сезонная. Зима". Обертка карамели, неизв. ф-ка, 1900-е гг.

"Спорт". Обертка карамели леденцовой, ф-ка им. Микояна, Лен-д, 1950 гг.


Источник: http://аме66.рф/activities/item/169