27 марта - Всемирный день театра
Этикет карамели "Станиславский", серия "Артистическая". Неизв. конд. ф-ка, Россия, 1900-е гг.
27 Марта можно весь день говорить о театре: о любимых спектаклях и актерах, вспоминать "лучшее" и иронизировать над "худшим" - словом, погрузиться в особую атмосферу сценической иллюзии, что подчас бывает реальнее, чем иной жизненный момент.
И никак нельзя не обратиться к создателям спектаклей - к режиссерам, которые в наше время вольно-невольно, но становятся не только постановщиками сценического действа, но и философами: "Легкость - вот что должно быть достоянием даже самого трагического театрального произведения. Натужность, тяжеловесность способны погубить всякую хорошую мысль и хорошее чувство.
Не правда ли, когда разражается гроза, сверкает молния, гремит гром - во всем этом есть какая-то легкость? Природа не натужно сталкивает тучи и высекает из них огонь. Ей это будто ничего не стоит". Так писал о магии театра Анатолий Эврос, выдающийся отечественный режиссер...
Наверное, именно эта магическая "легкость" театрального искусства сделала его особенно привлекательным для воплощения посредством искусства гастрономического (например, в десертах и сладостях) и, как следствие - в разнообразных обертках и упаковках.
О Всемирном дне театра, отмеченном в разнообразных упаковках и почтовой полиграфии, рассказывает Алла Геннадьевна Кузнецова, куратор проекта и директор Музея этикетки типографии "Астра", искусствовед, коллекционер: "27 марта в России отмечается один из самых ярких всемирных праздников – День театра. У этого праздника своя большая история, ведущая отчет с 1961 года, года учреждения праздника, который начали отмечать годом позже – в 1962 году.
У международного Дня театра свои традиции и задачи, заложенные его учредителем - Международным институтом театра при ЮНЕСКО. А для всех любителей театра это прекрасный праздник и отличный повод рассказать о нашей большой любви к театру.
В иллюстрированном приложении к газете "Уральская жизнь" за май 1914 годя была размещена шуточная зарисовка "Спор театра с кинематографом". С описанием преимущества театра и кино: "в театре можно видеть красивые плечи, а кино, пользуясь темнотой можно их обнимать", "в театре слушаешь хорошие голоса, а в кинематографе вы можете сами беседовать", "театр вас мирно баюкает, а в кино вы можете спать". Забавный выбор. Но для публики вновь начинающегося века – века двадцатого, выбор в пользу театра был очевиден.
Театр в России не просто любили, театр искренне обожали и считали неотъемлемой частью жизни каждого культурного человека. И, конечно, эту любовь к театру может представить коллекция Музея этикетки. Здесь молодой Станиславский украшает карамель "Артистическую", а Большой театр на обертке "Московских" конфет становится символом города.
Кондитерский этикет "Трильби". Неизв. конд. ф-ка, Россия, 1900-е гг.
"Дон Жуан", "Кармен", "Трильби", "Веселая вдова" - пожелтевшие от времени фантики, обертки от шоколада и мыла подобно афишам иллюстрируют нашумевшие театральные премьеры, модные постановки, забытые со временем драмы и водевили первой трети XX века - одного из самых интересных периодов в истории русского театра.
Русскую публику, кажется, интересовало все, связанное с театром – оперные исполнители, среди которых, разумеется, блистали Шаляпин и Собинов, иностранные гастролеры и отечественные "этуали". И даже театральная сценография! Яркие костюмы к "Снегурочке" или "Шантеклеру" украшали и даже эпатировали любителей шоколада на упаковке любимых сладостей. Шаляпин в костюме Мефистофеля - созданный им яркий и незабываемый сценический образ настолько точно соответствовал времени, попал в настроение зрителей, что тиражировался на конфетных обертках несколько десятилетий.
После успешной премьеры на театральной сцене "Дни нашей жизни" Леонида Андреева или "Синяя птица" Мориса Метерлинка мгновенно становились брендами для шоколада и карамели, словно фиксируя на упаковке историю своего театрального успеха.
Кондитерский этикет "Дон Жуан". Неизв. конд. ф-ка, Россия, 1900-е гг.
Вообще, прейскуранты кондитерских изделий того времени словно задавались целью отразить на своих страницах актуальный театральный репертуар. А театральные программк,и в свою очередь, пестрели рекламными объявлениями ведущих кондитеров, где, к примеру, утверждалось, что только монпансье "Жорж Борманъ" помогут скоротать и освежить антракт.
Историю театра и общества, их взаимоотношение и взаимопроникновение можно изучать по упаковке. На протяжении всего XX столетия в нашей стране существовали "театральные бренды", появившиеся в России еще в девятнадцатом веке: "Антракт", "Муза", "Премьера", "Балет". Само название "Театральные" в Советском Союзе было "мульти брендом", под которым во всех советских республиках выпускались кондитерские и табачные изделия, бакалея и парфюмерия, газированные напитки.
Обертка шоколадных конфет "Свердловские". Конд. ф-ка "Конфи", Россия, 2000-е гг.
В разное время на упаковке появлялись и театры, ставшие символами российской культуры - МХТ и Большой театр, театр "Современник" или Театр кукол имени С.В.Образцова и многие другие. Для Свердловска – Екатеринбурга таким символом самого города в XX веке был и остается в XXI столетии Екатеринбургский театр оперы и балета.
В День театра – с любовью к театру!"
Дополним увлекательный исторический экскурс Аллы Геннадьевны Кузнецовой небольшим, однако содержательным видеорассказом о театральных профессиях - он адресован детской аудитории (спасибо за любезное разрешение процитировать видео нашим коллегам из Центральной библиотечной системы г. Пскова):
Упаковка и этикет из коллекции Музея этикетки типографии "Астра".
Источник: http://аме66.рф/activities/item/266