День Европейского Рождества



Рождественская открытка конца XIX века

 

Рассказывает куратор проекта Алла Геннадьевна Кузнецова: "В канун чудесных зимних праздников мы стремимся вновь и вновь окунуться в удивительную атмосферу праздника, атмосферу рождественских чудес и новогодней сладкой сказки.

Невозможно представить любимые зимние праздники без сладких подарков под елкой, без хруста разворачиваемой серебряной фольги от упаковки шоколада. Почему-то, под Новый год, самые обычные, знакомые сладости в подарочной упаковке приобретают новый, манящий вкус.

Сладкие подарки к празднику, сладости на елке – очень древняя традиция. Не случайно именно кондитеры, еще в XIX-ом столетии, стали ставить в магазинах украшенные елки и первыми в российской столице начали продавать елки в своих магазинах.



К концу 30-х годов XIX века елка была уже непременным атрибутом рождественских праздников, в газете "Северная Пчела" от 23 декабря 1839 года, можно найти описание: "…у гг. Беранже и Вольфа нет рождественских елок. Их можно получить только в кондитерских Доминика и в кондитерской Пфейфера. Елки прелестно убраны и изукрашены фонариками, гирляндами, венками, барельефными изображениями. У каждого из поименованных кондитеров елки отличаются новым изобретением".

А в 1840 году в "Северной Пчеле" подробно описывали убранство елок у знаменитых кондитеров: "Место не позволяет гг. Вольфу и Беранже иметь готовые елки, но у гг. Излера и Пфейфера они удивительно хороши и богаты. Цены елок от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей.  Но зато чего тут нет! Картонные вещи особенно хороши у гг. Доминика и Излера. Что за ящички, корзиночки, сундучки! За двадцать лет перед сим, в Петербурге не делывали таких вещей. Париж дал форму, а русские люди сделали, и превосходно сделали! Картонные игрушки, называемые сюрпризами, отличаются ныне удивительным изяществом. Это уже не игрушки, а просто модели вещей, уменьшенные по масштабу. Елки у г. Пфейфера с транспорантами и китайскими фонарями, а у гг. Доминика и Излера также с фонарями, на грунте, усеянном цветами. Прелесть, да и только!".

Такими в высшей степени превосходными комплиментами одаривали рождественскую упаковку для подарков "ящички, корзиночки, сундучки" и украшавшие елку игрушки - "сюрпризницы" со сладостями внутри.



Прекрасно описана рождественская елка у Валентина Катаева. Елка была украшена бумажными цепями, серебряными нитями канители. "Каждый шажок мальчика отдавался в елке легким бумажным шумом, вздрагиванием, шуршанием картонажей и хлопушек, тончайшим шумом стеклянных шаров". Среди подарков под елкой были и сладости: жестяные коробочки монпансье "Жорж Борман", шоколадки с передвижными картинками и маленький тортик в круглой коробке.



Маленького мальчика Петю невыносимо манил облитый розовым сахаром пряник, по внешнему виду которого можно было подумать, что "такими пряниками питаются белоснежные рождественские ангелы, поющие на небе по нотам".

Над созданием подарков и праздничной, чудесной упаковки сладких подарков к Рождеству и Новому году трудятся кондитеры и художники, полиграфисты и дизайнеры уже несколько веков. Индустрия упаковки во многом связана с праздничной культурой, ведь люди гораздо охотнее платят за упаковку того, что предназначается для подарка, чем для того, что намечено купить для себя.

Не случайно на старинных рождественских открытках, в большей части европейских, так часто встречается изображение всевозможных свертков и коробочек, подарков в упаковке. Сам подарок "под елкой" сегодня уже невозможно представить без праздничной упаковки

Рождественская упаковка редко отличается функциональностью, ее цель поразить воображение, придать самым обычным, пусть даже и ценным предметам статус чудесного рождественского подарка. Подобная упаковка сама по себе – подарок.



Приблизительно до 1870 года товары в упаковке были предметом роскоши, их покупали для подарка или для того, чтобы побаловать себя. Стоили они гораздо дороже из-за цветных картинок на деревянных шкатулках, коробочках, создаваемых и расписанных "вручную". Со второй половины века стало возможным промышленное производство упаковки самых удивительных форм.



На рубеже XIX – XX вв. сладости для рождественских подарков и сама рождественская упаковка кондитерских изделий "Т-ва Эйнем" или "Т-ва Абрикосова с-вей", "Т-ва Жорж Борман" или "Реноме" удивляли и восхищали своим ассортиментом: тут были яблочки и вишни для украшения елки, бусы на нитках из монпансье, прянички для елок, шарады шоколадные для балов, ушки шоколадные в золотой и серебряной бумаге, конфеты в упаковках в виде санок или карет, в эмалированных вазах или кружечках, в ведерках и саквояжах, разных домиков, были упаковки в виде глобуса или гимназической фуражки, в мешочках из бархата или меха. Использовались самые разнообразные материалы – ткани, дерево, металл, картон, мех и солома.

"В письме стихи, куплеты привыкли посылать

Но также и конфеты к ним нужно прилагать".

(Стихотворение с обертки карамели "Почтовая", неизв. конд. ф-ка, нач. XX в.)



И, конечно, рождественскую елку украшали сладостями, конфетами в ярких обертках. Сами конфеты были весьма желанным подарком, дорогим удовольствием, взрослые и дети, даже в семьях с хорошим достатком, лакомились шоколадными конфетками чаще всего только по праздникам. Пришедшие на праздник дети срезали конфеты и прочие сладости с елки в качестве подарка.

"Елочка! Елочка!

На верхушке звездочка…

Свечечки на ветках,

Ветки все в конфетках!" (Г. Галина)

Возможно, современным родителям покажется полезным и интересным этот опыт для домашних праздников. На старинных конфетных обертках можно было найти стишки, пословицы и загадки, что позволяло прямо у елки затеять разнообразные игры или целые турниры по отгадыванию загадок с карамели "Детской": "Есть крылья – не летаю, ног нет – а гуляю; по земле не хожу, на небо не гляжу, звезды не считаю, людей избегаю (Рыба)" или "Кругленько беленько, всему свету миленько (Серебряные деньги)".



Традиция дарить сладкие подарки на Новый год сохранилась и в советское время. Во второй половине XX века, с 1960-х гг., елки устраивались повсеместно – в детских садиках и школах, Дворцах культуры, в различных организациях, и конечно, в Кремле – для самых отличившихся школьников.

И на всех таких елках дарили сладкие подарки. В эпоху дефицита такие сладкие подарки были особенно желанны. С ними было связано столько ожиданий и волнений - сколько мандаринок будет в подарке, а сколько шоколадных конфет, какие будут шоколадки, и только бы не "Пальма"...



"Фантики" из подарков "с елки" собирали, хранили, обменивали. Именно такие обертки из новогодних подарков стали началом для многих коллекций, перешедших затем и во «взрослую жизнь». Коллекций - бережно хранимых, часто как трогательное воспоминание о вкусе детства, о сладком вкусе и запахе самого новогоднего праздника.

В XXI столетии, кажется, довели саму индустрию праздника и культуру упаковки до совершенства. В качестве интересного тренда последних десятилетий можно выделить использование сладких подарков к Новому и Рождеству в корпоративной культуре.



Подарочная упаковка для "фирменных" подарков – словно незаменимое магическое средство для волшебников - маркетологов в деле продвижения имиджа предприятий. Сегодня сладости, конфеты и шоколад, в особой, выполненной по специальному заказу упаковке, используются в качестве подарка в государственных учреждениях и в крупных корпорациях, музеях и школах, и предприятиями среднего и малого бизнесе.

Подобные упаковки сразу же вызывают интерес, становится предметом коллекционирования, предметом ценным и редким, к тому же интересное художественное оформление, ограниченный тираж позволяют поднимать цены на аукционных площадках до весьма приличного уровня.

Вот уже много веков люди дарят друг другу на Рождество и Новый год сладости с пожеланиями сладкого, значит – щедрого, изобильного и счастливого года. И пусть уходящий, 2020 год заберет с собой всю горечи и печали, а наступающий 2021 год будет наполнен творчеством, успехом, радостью новых дел и сладостью долгожданных встреч! Сладкого нового года!"

 

(Редакция сайта АМЕ сердечно благодарит Музей этикетки типографии "Астра" и лично А.Г.Кузнецову за предоставленные образцы из музейной коллекции и авторский комментарий).

Источник: http://аме66.рф/activities/item/141